АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО СОБОР В ПАРИЖЕ
Том I , С. 548-550
опубликовано: 7 ноября 2007г.

АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО СОБОР В ПАРИЖЕ

кафедральный храм Западноевропейского экзархата Русских приходов в юрисдикции К-польского Патриархата. Первое правосл. рус. богослужение в Париже было совершено в Гостином доме на ул. Турнон в связи с отправкой царем Алексеем Михайловичем 17 авг. 1668 г. в столицу Франции «Великого посольства» во главе с П. И. Потёмкиным. В царствование императрицы Елисаветы Петровны в 1757 г. в одном из залов российского посольства в Париже была устроена ц. во имя апостолов Петра и Павла с назначением к ней постоянного священника. В 1819 г. церковь переместилась на ул. Меле, в 1831 г. - на ул. Берри в специально нанятый особняк, где церковь располагалась до возведения Александро-Невского храма. Петропавловская ц. благоукрашалась в основном заботой рус. колонии в Париже, напр., А. Н. Демидов пожертвовал напрестольное Евангелие в серебряном окладе, находящееся в наст. вр. в А. Н. с. В 1854 г. франц. живописец Л. Рубио, жена к-рого была русской, написал иконостас для Петропавловской ц. При устроении нижней Свято-Троицкой ц. в Александро-Невском храме этот иконостас был перенесен в нее.

16 апр. 1846 г. вторым священником Петропавловской ц. был назначен Иосиф Васильев, через 3 года утвержденный настоятелем. Он создал при храме школу для рус. детей, церковную б-ку, организовал социальную помощь нуждающимся. Будучи единственным офиц. лицом, оставшимся в Париже во время Крымской войны, сщмч. Иосиф посвятил себя духовному окормлению рус. военнопленных, интернированных во Францию. Прихожанами Петропавловской ц., помимо проживавших в Париже русских, а также путешественников из России, были правосл. греки, славяне, валахи, арабы; в праздники церковь не вмещала всех молящихся. Основной заботой свящ. Иосифа было сооружение в Париже правосл. церкви. На просьбу о финансировании строительства из правительства и Святейшего Синода последовал отказ. Тогда настоятель решил воздвигнуть храм на пожертвования паствы, однако встретил трудности в получении разрешения на открытие книг по сбору средств. Только личная поддержка имп. Александра II Николаевича позволила начать работы, государь пожертвовал 50 тыс. р. После этого Святейший Синод отпустил также 50 тыс. р., еще 50 тыс. р. свящ. Иосиф собрал среди купцов на Нижегородской ярмарке, свыше 2 млн. франков было собрано во Франции.

В кон. 1857 г. в Париже был приобретен участок земли для строительства храма площадью в 2366 кв. м, в 1858 г. был увеличен на 355 кв. м. Проект был разработан проф. С.-Петербургской Академии художеств Р. Кузьминым, строителем был архит. акад. И. В. Штром, автор проекта Владимирского собора в Киеве. В марте 1859 г. состоялась закладка храма, строительство завершилось к авг. 1861 г. А. Н. с. построен из тесаного белого камня в русском стиле, с определенной долей визант. влияния. Храм расписан рус. художниками Е. С. Сорокиным, А. Е. Бейдеманом, М. Бронниковым, Г. Васильевым, А. П. Богомоловым. Нижний храм расписан в 1956-1957 гг. архит. А. А. Бенуа. 30 авг. 1861 г., в день празднования перенесения мощей св. блгв. кн. Александра Невского, освящение храма совершил еп. Ревельский, вик. С.-Петербургской епархии Леонтий (Лебединский) в сослужении 10 пресвитеров и 3 диаконов.

Имп. Александр II пожаловал свящ. Иосифу из своего Кабинета наперсный крест, украшенный бриллиантами в знак уважения «особых заслуг... по устройству православного храма в Париже». Преемником свящ. Иосифа, назначенного в 1867 г. председателем Учебного комитета при Святейшем Синоде, стал прот. Василий Прилежаев, бывш. второй священник Александро-Невского храма. После его кончины в 1887 г. на пост настоятеля был переведен из Висбадена прот. Арсений Тачалов, преемником к-рого стал прот. Димитрий Васильев. В 1898 г. короткое время настоятелем храма был прот. Арсений Рождественский. 9 июля 1898 г. настоятелем храма и одновременно благочинным правосл. церквей во Франции назначили прот. Иакова Смирнова. Его преемниками были протоиереи Николай Сахаров (1936-1959) и Григорий Ломако (1951-1959). В дальнейшем настоятелями А. Н. с. были правящие архиереи.

В Александро-Невском храме 26 мая 1867 г. молились имп. Александр II, императрица Мария Александровна и наследник Александр Александрович (буд. имп. Александр III Александрович) в связи с избавлением от покушения на их жизнь 25 мая в Булонском лесу в Париже. 7 сент. 1883 г. в храме отпевали И. С. Тургенева, в сент. 1893 г.- поэта А. Н. Плещеева. 6 окт. 1896 г. здесь за литургией молились святые мученики имп. Николай II Александрович и императрица Александра Феодоровна, находившиеся в Париже с офиц. визитом.

До окт. 1917 г. Александро-Невская ц., как и др. приходы РПЦ в Зап. Европе, состояла в ведении митр. Новгородского и С.-Петербургского (с окт. 1892 г.- С.-Петербургского и Ладожского). 6 марта 1917 г. на Петроградскую и Гдовскую кафедру был назначен сщмч. митр. Вениамин (Казанский), связь к-рого с Парижем в 1918 г. практически прекратилась. 21 февр. 1921 г. под председательством настоятеля храма прот. Иакова Смирнова при товарище председателя гр. В. Н. Коковцове (бывш. премьер-министре) на общем собрании причта и 210 прихожан было принято решение о создании прихода Александро-Невской ц. в соответствии с Приходским уставом, принятым в апр. 1918 г. Поместным Собором РПЦ. Первым старостой храма был избран П. И. Делянов, бывш. градоначальник С.-Петербурга. Регистрация прихода была поручена Е. П. Ковалевскому (бывш. депутату Гос. думы и члену Поместного Собора) и завершена 1 июня 1923 г., записавшихся в приход было более 1,5 тыс. чел. До 1924 г., когда был открыт Свято-Сергиевский храм, Александро-Невский храм оставался единственной рус. церковью в Париже, центром рус. эмиграции.

8 апр. 1921 г. Святейший Патриарх Тихон и Свящ. Синод назначили архиеп. Волынского Евлогия (Георгиевского), пребывавшего в то время в Берлине, управляющим правосл. рус. церквами в Зап. Европе, «впредь до возобновления правильных и беспрепятственных сношений означенных церквей с Петроградом». 5 янв. 1923 г., уже в сане митрополита, владыка Евлогий окончательно переехал в Париж, ставший духовным центром рус. эмиграции в Зап. Европе. В Александро-Невском храме начались торжественные архиерейские богослужения, потребовавшие значительного числа алтарников, иподиаконов, свещеносцев и др. Руководил ими старший иподиак. П. Е. Ковалевский, создавший Братство иподиаконов и прислужников, продолжающее свое служение и в наст. время. Церковный хор из рус. певчих был составлен по инициативе протодиак. Н. Тихомирова, в 1924-1947 гг. хором руководил В. Ф. Кибальчич, Н. П. Афонский, гастролировавший с хором по Франции и за ее пределами; хор участвовал в концертах Ф. И. Шаляпина. Затем регентами были П. В. Спасский (1949-1968), Е. И. Евец (1968-1988) и В. Е. Евец (с 1988). Митр. Евлогий ввел совершение по средам, после литургии, молебна с акафистом Божией Матери.

Усилиями гр. В. Н. Коковцова было упрочено юридическое положение храма, подтверждено право на владение участком, на к-ром расположен храм, и самой церковью. После кончины прот. Иакова Смирнова настоятелем храма 30 июня 1936 г. был назначен прот. Николай Сахаров. Членами Приходского совета были бывш. обер-прокуроры Святейшего Синода проф. А. В. Карташев и П. П. Извольский (впосл. священник) худож. и архит. А. А. Бенуа и др. В 1923 г. митр. Евлогий создал при Александро-Невской ц. сестричество во главе с В. В. Неклюдовой († 1935). Сестры заботились о порядке в храме, украшали его, ведали починкой облачений. Сестричество организовало «четверговую» церковноприходскую школу в здании рус. гимназии, в школе детям преподавали Закон Божий, рус. язык, историю и географию России, пение. Сестричество устраивало летние колонии для детей эмигрантов, была широко развита благотворительность. Особенно оживилась деятельность сестричества при прот. Георгии Спасском († 1934), одаренном проповеднике. С нач. 20-х гг. XX в. при храме собирались рус. скауты, позже к ним присоединились и члены Национальной орг-ции витязей, помогавшие поддерживать порядок в дни особо торжественных богослужений.

В июле 1927 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Нижегородский Сергий (Страгородский), стремясь стабилизировать положение РПЦ в СССР, предложил всем зарубежным архипастырям и пастырям РПЦ дать письменное обязательство лояльности СССР. Митр. Евлогий дал письменное подтверждение аполитичности духовенства, находившегося в его ведении, но без заявления об эмигрантской Церкви и не подтвердил лояльности СССР. Усиление гонения на РПЦ в СССР побудило архиеп. Кентерберийского Косму Ланга к проведению Великим постом 1930 г. однодневной молитвы в Лондоне о страждущей Русской Церкви. Митр. Евлогий участвовал в молитве и позднее отказался дать митр. Сергию обязательство в будущем не участвовать в подобных акциях. В связи с этим 10 июня 1930 г. митр. Евлогий был уволен от управления западноевроп. рус. церквами, к-рое было возложено на митр. Литовского Елевферия (Богоявленского). При решительной поддержке епархиального собрания, выступившего в защиту митр. Евлогия, последний принял решение о своем переходе вместе с возглавляемыми им приходами в юрисдикцию К-польского Патриархата. 17 февр. 1931 г. Патриарх К-польский Фотий II принял западноевроп. рус. церкви и приходы в свою юрисдикцию со статусом экзархата; Александро-Невский храм перешел в К-польский Патриархат. В Патриаршем томосе говорилось о временном пребывании приходов в составе К-польской Церкви.

С авг. 1945 г., когда митр. Евлогий вместе с подчинявшимися ему клириками и приходами возвратился в лоно Матери-Церкви, Александро-Невский храм оставался духовным центром русских церквей в Зап. Европе. После кончины митр. Евлогия (8 авг. 1946) митр. Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) вручил викарию почившего святителя архиеп. Ницкому Владимиру (Тихоницкому) постановление Свящ. Синода о назначении экзархом Патриарха Московского в Зап. Европе митр. Серафима (Лукьянова), возглавлявшего до авг. 1945 г. западноевроп. приходы Русской Православной Церкви за границей и воссоединившегося с Матерью-Церковью одновременно с митр. Евлогием. В окт. 1946 г. чрезвычайный епархиальный съезд экзархата под руководством архиеп. Владимира не принял митр. Серафима, поскольку желал сохранить независимость от влияния советской власти, а также ввиду напряженных отношений в прошлом с возглавлявшимися митр. Серафимом общинами РПЦЗ. Епархиальный съезд вынес решение о переходе экзархата в юрисдикцию К-польского Патриархата и избрал архиеп. Владимира своим правящим архиереем. 2 февр. 1951 г. митр. Владимир возвел Александро-Невский храм в ранг кафедрального собора с сохранением прежнего порядка управления на основании Приходского устава.

Преемником почившего 18 дек. 1959 г. митр. Владимира стал его викарий еп. Сиракузский Георгий (Тарасов), избранный чрезвычайным епархиальным съездом 12 июня 1960 г. и утвержденный Патриархом К-польским Афинагором 12 окт. 1960 г. правящим епископом в звании экзарха. Архиеп. Георгий принял на себя звание настоятеля А. Н. с. В 60-х гг. старанием свящ. Петра Струве в нижнем храме был устроен франкоязычный Свято-Троицкий приход. После кончины архиеп. Георгия (22 марта 1981 г.) чрезвычайный епархиальный съезд 1 мая 1981 г. избрал управляющим Западноевропейским экзархатом рус. правосл. приходов еп. Евдокиадского Георгия (Вагнера), утвержденного затем Патриархом К-польским Димитрием и возведенного им в сан архиепископа. 6 апр. 1993 г. архиеп. Георгий скончался, на кафедру был избран клирик экзархата архим. Сергий (Коновалов). Патриарх К-польский Варфоломей I утвердил это избрание. 27 июня 1993 г. в А. Н. с. состоялась хиротония, к-рую возглавил митр. Франции, экзарх Иверии Иеремия, в хиротонии участвовал иерарх РПЦ еп. Брюссельский и Бельгийский Симон (Ишунин). В тот же день состоялась интронизация еп. Сергия и возведение его в сан архиепископа. В 1999 г. архиеп. Сергий получил титул Патриаршего экзарха.

В разные годы прихожанами А. Н. с. были А. В. Кривошеин († 1921), сподвижник П. А. Столыпина по земельной реформе, со своими сыновьями Всеволодом (буд. архиеп. Брюссельский Василий) и Игорем; философ Б. П. Вышеславцев, религ. мыслитель П. Н. Евдокимов, историк и публицист Г. П. Федотов. В Александро-Невской ц. в 1922 г. И. А. Бунин венчался с В. Н. Муромцевой, 12 нояб. 1950 г. Бунина отпевали в этом храме. В 1925 г. здесь был крещен буд. церковный историк и богослов протопр. Иоанн Мейендорф. 18 апр. 1938 г. происходило отпевание Ф. И. Шаляпина, в мае 1939 г.- худож. К. А. Сомова, 29 февр. 1944 г.- акад. П. Б. Струве, 16 дек. того же года - худож. В. В. Кандинского, 28 июня 1950 г.- писателя И. С. Шмелёва. В А. Н. с. отпевали также кинорежиссера А. А. Тарковского (1986), писателей В. П. Некрасова (1987), В. Е. Максимова (1995). В 1981 г. франц. власти признали А. Н. с. историческим памятником и поставили его под охрану гос-ва.

Ист.: Архив ОВЦС МП.
Лит.: Православные церкви и русские учреждения за границей: Из докл. прот. Алексия Мальцева // Братский ежегодник / Берлинское св. кн. Владимира братство. Пг., 1906; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. П., 1947; «1861-1961»: К 100-летию Александро-Невского храма в Париже / Изд. Приходского совета Александро-Невского храма. П., 1961; Росс Н. Страницы истории Русской Церкви в Париже // Рус. мысль. П., 1996. № 4153, 4154.
А. С. Буевский
Рубрики
Ключевые слова
См.также